ИСТОРИЯ ГАРАЖА
История гаража в широком смысле берет свое начало с момента одомашнивания человеком животных, которые использовались для передвижения и перевозки поклажи. Первое помещение, в котором находилась тягловая сила, можно назвать гаражом.
Достаточно сложно говорить о процессе развития гаража как о самостоятельном архитектурном воплощении. Исторически сложилось, что постройки, предназначенные для хранения средств передвижения человека, являлись либо частью единого архитектурного комплекса зданий, либо составной частью одного из них. Это закономерно, так как гараж, имея долгую историю существования, всегда носил прикладной характер. Поэтому знаменитые гаражи в большинстве случаев являются частью истории знаменитых архитектурных ансамблей.
Слово «гараж» в русском языке существует относительно недавно. Современный словарь иностранных слов дает такое объяснение этому слову: гараж [фр. garage] – помещение для стоянки, заправки и технического обслуживания автомобилей. Таким образом, название «гараж» появилось примерно тогда, когда появилось название «автомобиль», т. е. в конце 19 века.
А в течение тысячелетий человек передвигался, используя живую тягловую силу и экипаж. Для хранения этих двух составляющих использовались конюшни и каретники. Каретник – это постройка для хранения карет, сопутствующих приспособлений и нужд.
В России, богатой лесом, как правило, каретники были деревянными, реже каменными и представляли собой отдельно стоящее одноэтажное здание.
В состав здания обычно включались экипажный сарай, конюшня, амбар для хранения инвентаря.
Места для хранения средств передвижения также называли в старину поветью. Это была нежилая пристройка к хлеву либо самостоятельное помещение, предназначавшееся для хранения корма для скота, земледельческих орудий, дровней, телег и других хозяйственных принадлежностей. Обычно в поветь вели двухстворчатые ворота.
Из толковых словарных разъяснений значения слов «каретник» и «поветь» можно предположить, что каретник был «гаражом» для хранения карет, колясок и предназначался для состоятельных людей, тогда как в «повети» хранились средства передвижения обычных крестьян.
Из огромного количества существовавших когда-то каретников сохранились и являются архитектурными памятниками единицы. В России сохранившиеся каретники находятся в Санкт-Петербурге (Служба комендантского ведомства— каменное здание 1846 года в Петропавловской крепости, памятник архитектуры), Томске (ул. Трифонова, 12), каретники реконструированы в Вологде (в районе Верхнего посада) и Клину (при Доме-музее П.И.Чайковского).
Развитие мировых производительных сил в конце XIX—начале XX вв. происходило необычайно высокими темпами и сопровождалось бурным развитием техники. Новшества охватывали различные сферы промышленного производства, его технологий, транспорта, быта. Возникло много новых отраслей промышленности, которых мир ранее не знал. В том числе и автомобилестроение.
Однако производство первых в мире автомобилей не сопровождалось одновременным строительством первых гаражей. Поэтому первыми помещениями для хранения чудо-техники, естественно, были привычные конюшни, где автомобили стояли рядом с лошадьми. Но гаражная инфраструктура как обслуживающая автомобиль структура неминуемо должна была появиться – ведь машины были слишком дороги и требовали бережного хранения, обслуживания в специально построенных для этого зданиях. Приспособленные конюшню и амбары были морально устаревшими и не годились для этих целей.
В России первые гаражи появились по повелению Николая II в Зимнем дворце и Царском Селе. Они предназначались для обслуживания самого государя и членов царской семьи.
Императорский гараж в Царском Селе
Знакомство императора с техническими новинками произошло летом 1895 года, когда в Петергофе ему показали "паровой велосипед”. Это был французский паровой мотоцикл фирмы Millet, выпущенный в 1893 году.
Владельцами первых автомобилей России были не просто состоятельные господа, но люди широких взглядов, способных понять, что за автомобилем – великое будущее. Таким человеком был императорский министр Владимир Фредерикс. Первый раз император проехал в автомобиле своего министра всего несколько метров. Это произошло в мае 1901 г.
По-настоящему приобщил царя к машинам князь Орлов Владимир Николаевич, ставший первым личным шофером государя. Приобретя в 1903 году роскошный мерседес, он как-то предложил императорской семье прокатиться. Император был восхищен поездкой и с тех пор стал регулярно пользоваться услугами своего именитого «водителя». Чувствуя большую ответственность за членов императорской семьи, князь Орлов всегда управлял автомобилем сам.
Поездки императора на автомобиле стали носить регулярный характер. Несмотря на то, что князь Орлов никогда не отказывал государю в предоставлении ему своего авто и себя в качестве водителя, в 1905 году Николай II решает приобрести свой собственный автомобиль, при этом вновь воспользовавшись услугами князя. Орлов выбирает ему французский автомобиль Делоне-Бельвиль. Для дальних поездок было куплено несколько быстроходных автомобилей фирмы Mercedes.
1906 год, Мерседес Лимузин князя Орлова
Князь Орлов за рулем, он везет Николая II и Александру Федоровну
на Полковом Параде в Петергофе в сентябре 1906 года.
Сразу после покупки автомобилей в Царском Селе начинается строительство Императорского гаража, в непосредственной близости от Александровского дворца.
Здание было построено в англосаксонском стиле с фахверком в конце 1905 года. Автором проекта был архитектор Царскосельского дворцового управления С.А. Данини. На первом этаже располагались боксы, мастерские для царских автомобилей, каретник (несмотря на приобретение, традиционные экипажи в то время еще не изжили себя) и подсобные службы гаража. Второй этаж предназначался для проживания служащих гаража.
Таким образом, с 1906 года начал функционировать первый в России Императорский моторизированный гараж. К концу 1906 года в гараже было уже 6 автомобилей. Затраты на обустройство гаража и покупку автомобилей постоянно росли, и к 1910 году в Императорском гараже уже был 21 автомобиль.
После появления парка автомобилей, число которых быстро увеличивалось, возник кадровый вопрос. Граф Орлов выступил инициатором создания Императорской школы шоферов. Школа была открыта.
Но несмотря на открытие Императорской школы Шоферов, князь Орлов сам лично возил Царя до тех пор, пока не был приглашен в Царское Село
с самыми лучшими рекомендациями водитель, француз по происхождению, Адольф Кегресс.
Два года спустя, в 1908 году архитектором Липским В.А. было построено второе двухэтажное здание в стиле модерн с цоколем, облицованным колотым гранитом, шатровой крышей и ризалитами на юго-восточном и юго-западном фасадах общей площадью около 400 кв. м. Барельеф над центральным окном второго здания Императорского гаража изображает первыев Россииавтогонки, проводившиеся в те годы в Царском Селе. В нем разместился гараж-резиденция начальника технической службы и личного шофера Императора Николая II Адольфа Кегресса.
К 1912 году Императорский гараж с 50 первоклассными машинами являлся самым крупным гаражом России.
В 1913 году по проекту архитектора Миняева Александра Константиновича рядом с существующими зданиями было возведено здание гаража – хранилища императорских автомобилей. Здание построено в неоклассическом стиле и получило название «Белый гараж». Его площадь составляет несколько тысяч квадратных метров. Основные черты стиля неоклассицизм, такие как прямолинейность, минимальное количество декора, нежная цветовая гамма, соблюдение классических четких пропорций, благородный и изысканный декор в умеренном количестве характерны для гаража.
Долго ездить на автомобилях Николаю II не пришлось – власть захватили большевики. Машины перешли на службу Временному правительству, а после октябрьского переворота – к большевикам. Всего большевикам досталось около полусотни машин. В 1918 году парк автомобилей вместе с советским правительством переехал в Москву. Автомобили, обслуживавшие Ленина и его ближайшее окружение, разместились в Кремле. Они и составили основу Гаража особого назначения (ГОН), приказ о создании которого вождь мирового пролетариата подписал 31 декабря 1920 года.
Удивительно, но с той давней поры многократная смена государственной структуры, первых лиц государства да и самого государства не изменила сущность и даже название гаража. Гараж особого назначения по-прежнему существует, являясь структурным подразделением Федеральной службы охраны России. Согласно закону "О государственной охране" сотрудники ГОНа обеспечивают безопасное передвижение Президента России, Премьер-министра, глав обеих палат парламента, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами.
Источники:
http://www.zenkevich.ru/stati/avtomobilnaja-kolekcija-imperatora-nikolaja-ii.html
http://www.tsar-auto-club.spb.ru