- Игорь Вячеславович, Вы работали в компаниях, специализирующихся на инвестиционной деятельности, почему решили заняться строительством «народных гаражей», направлением не простым, с массой проблем и пока не прибыльным?
- Возглавить «Дирекцию гаражного строительства» мне было предложено руководством города. Не так давно предприятие наделили функциями единого оператора всего парковочного пространства столицы. Это значит, что в скором времени ГУП станет глобальным игроком на московском рынке по организации парковочных мест. Мне интересно попробовать свои силы именно в таком масштабе, поэтому я согласился возглавить Дирекцию.
- Вы две недели работаете в новой должности. На ваш, так сказать свежий взгляд, - есть ли проблемы или недостатки у программы «Народный гараж»?
- Да, проблемы у программы есть, но и Дирекция и Правительство Москвы знают о них и решают острые вопросы.
На мой взгляд, главная причина, по которой программа «Народный гараж» работает не так эффективно, как хотелось бы, в том, что она не учитывает всех сегодняшних реалий. Не секрет, что сейчас любой москвич может «бросить» свою машину практически в любом месте – на газоне, на детской площадке, зная, что никаких строгих санкций за этим не последует. Проще говоря, зачем платить 350 тысяч рублей за машино-место, когда можно бесплатно оставить автомобиль на улице? Я считаю, что именно по этой причине около половины уже построенных в рамках программы паркингов не реализованы.
- Помимо нераспроданных машино-мест, «Народный гараж» породил дольщиков, чьи права в полной мере не реализованы...
- Да, эта проблема есть, и мы ее активно решаем. На сегодняшний день более 10 тысяч человек своевременно не получили свои машино-места. Задержки со строительством возникли из-за отсутствия денег, Дирекции нечем было рассчитываться с подрядчиками. Такая ситуация возникла из-за того, что на начальном этапе реализации программы участки под строительство некоторых «народных гаражей» выделены вдали от жилых домов, соответственно спрос на машино-места был минимальный. Там же, где гаражи возводились рядом с жилыми массивами, продажи составляли 100%, особенно в центре города, но себестоимость в таком комплексе нередко превышала цену в 350 тысяч рублей за машино-место, которая была жестко установлена. И поэтому у Дирекции гаражного строительства образовался определенный финансовый разрыв - между реальными затратами и полученными деньгами.
В сентябре Правительство Москвы приняло политическое и одновременно стратегическое решение – увеличить уставной капитал Дирекции на 8 миллиардов рублей. Этих средств достаточно, чтобы достроить все объекты по программе «Народный гараж». На прошлой неделе деньги поступили на счет Дирекции. До конца года мы введем в эксплуатацию 49 гаражных объектов более чем на 17 тысяч машино-мест. Еще 54 объекта, которые должны были ввести в этом году, перенесены на 2012 год. До середины следующего года эти паркинги планируем достроить. Все обязательства перед участниками программ «Народный гараж» будут выполнены.
- И тогда соинвесторы столкнутся с еще одной серьезной проблемой – оформлением машино-мест в собственность?
- Действительно, существует проблема с оформлением прав собственности по уже введенным объектам. Вызваны они, прежде всего, межведомственными сбоями документооборота. БТИ до недавнего времени выдавало документы, которые не принимали в Росреестре, потому что бумаги имеют изъяны в оформлении. Я встречался с руководством Росреестра, БТИ и выяснилось, что главным образом проблема была в сбое работы автоматизированных систем форм документов БТИ.
Сейчас созданы две рабочие группы, которые занимаются не только решением данного вопроса, но и разрабатывают четкий механизм для того, чтобы в будущем не было подобных сбоев и накладок. Диалог налажен, работа началась.
Планируем, что до конца года документы о собственности машино-места получат более 6 тысяч человек. А с нового года эта работа будет отлажена, поставлена на поток и имущественные права будут оформляться в течение двух месяцев после ввода гаража в эксплуатацию.
- Насколько, по-вашему, справедлива цена за машино-место в 350 тысяч рублей?
- Впервые эта цифра прозвучала в 2005 году. Но 350 тысяч в 2005 году и 350 тысяч в 2011 году – это не одни и те же деньги. За 6 лет инфляция составила десятки процентов, цены выросли на стройматериалы, электроэнергию, на жилье. Я считаю серьезным изъяном программы то, что цена не пересматривалась много лет. Поэтому у Дирекции возникли финансовые трудности, появились долгострои, просроченные обязательства. У ГУПа нет задачи зарабатывать на строительстве «народных гаражей» деньги, но и работать в убыток мы не можем.
Сейчас в Дирекции разрабатывается новая ценовая политика. Она будет строиться с учетом рыночных механизмов.
- Когда мы узнаем новую стоимость?
- Думаю, что до 1 декабря эта работа будет закончена.
- Значит ли это, что ближе к центру стоимость машино-места будет в несколько раз выше, чем на окраине?
- Не обязательно. На себестоимость в большей степени влияет не географическое расположение объекта, а обременение земельного участка. Например, в ЦАО средняя себестоимость машино-места в «народном гараже» уже давно превышает 700 тысяч рублей и вовсе не потому, что гараж стоит в центре города. Просто в ЦАО вообще мало свободной земли, а та земля, что есть, серьезно обременена инженерными коммуникациями, перенос которых весьма затратен.
На окраине столицы, со свободными площадками намного проще. Так, например, если при строительстве нового микрорайона сразу запроектировать возведение паркинга, то его себестоимость уменьшится в разы. Поэтому считаю, что подход к цене должен быть дифференцированным.
- Если стоимость машино-места поднимется, придется ли доплачивать тем, кто уже ранее заключил договор долевого участия в строительстве по цене 350 тысяч рублей?
- Все дольщики, договоры с которыми заключены до изменения ценовой политики, получат свои гаражи по ставкам, зафиксированным в договоре долевого участия, ни о каких доплатах речи быть не может.
А вот новые дольщики будут заключать договоры уже по новой цене, при этом хочу подчеркнуть, что она будет актуальна только на этапе строительства гаражей.
После того, как паркинг вводят в эксплуатацию, запускаются другие механизмы – нереализованные в ходе строительства машино-места продаются уже через аукцион. И это не наша прихоть – таков закон. Данная процедура открытая, вся информация будет публиковаться на сайте Дирекции.
- Можно ли будет арендовать машино-место в «Народном гараже»?
- Планируем такой вариант, но механизм пока не проработан, много времени уходит на оформление документов. Думаю, что детально на эту тему можно будет говорить не ранее декабря текущего года.
- С введением новой дифференцированной ценовой политики можно ли ожидать, что появятся машино-места дешевле 350 тысяч рублей?
- Я этого не исключаю. Мы сейчас активно перестраиваем работу по проектированию гаражей. Хотим сделать ставку на применение передовых технологий, которые позволят удешевить как само проектное решение, так и ускорить строительство. Поэтому, если не будет роста инфляции, то не исключаю, что в некоторых районах Москвы могут появиться паркинги дешевле 350 тысяч рублей за машино-место.
- На Дирекцию возложены функции единого оператора парковочного пространства, что это значит?
- Раньше парковочное хозяйство в Москве было рассредоточено по разным ведомствам, департаментам, организациям. Не было единой базы – сколько у нас парковок, гаражей, в каком они состоянии и где они располагаются. Поэтому Правительство Москвы приняло решение, что Дирекция гаражного строительства станет единым оператором всего парковочного пространства столицы. На нас возложены функции сбора информации, ее анализа и дальнейшего прогнозирования в части развития парковочного пространства Москвы.
Мы планируем разработать информационную систему, которая будет выдавать данные о том, на каких парковках есть свободные места и их стоимость. Хотим, чтобы эта система была внедрена в средства навигации каждого автомобиля, ведь с июля 2012 года штрафы за неправильную парковку значительно увеличатся до 3 тысяч рублей, поэтому автомобилисты должны получать информацию о том, где они могут оставить машину, чтобы не нарушить закон.
- И когда москвичи смогут воспользоваться вашими наработками?
- Мы рассчитываем, что до конца года программа развития ЕПП Москвы будет согласована, назначены исполнители и источники финансирования, конкретные изменения москвичи смогут увидеть уже в 2012 году.
- Получается, Дирекция будет заниматься интеллектуальной работой?
- Не только. Сейчас нам передаются в эксплуатацию все крупные плоскостные парковки в столице. Задача ГУПа - создать парковку, удобную для автолюбителей. Плоскостные стоянки планируется оснастить шлагбаумами и освещением, на них круглосуточно будет дежурить охрана, проводиться уборка территории. В настоящее время разрабатывается единая тарифная сетка. Стоимость парковки планируется разная - в дневное и ночное время, в рабочие и выходные дни.
Помимо этого Дирекция получает в хозяйственное ведение 25 тысяч парковок, которые расположены в капитальных зданиях и находятся в собственности города.
Ну, и конечно, ГУП будет продолжать строить «народные гаражи». Ведь не смотря на все трудности и ошибки, за два года действия программы, в эксплуатацию введены 57 паркингов, т.е. благодаря программе «Народный гараж» мы разгрузили внутридворовые территории почти на 20 тысяч автомобилей.